Остановка сотрудниками ДПС (ГИБДД) – самые важные моменты: причины, время остановки и возможные нарушения, которые ими допускаются

Несмотря на то, что в последнее время встретить сотрудников ГИБДД на дороге не так уж и легко, встреча с ними редко приносит положительные эмоции. По общему суждению сотрудники ГИБДД останавливают вас либо если им от вас что-то нужно, либо если вы что-то нарушили. Давайте разбираться. Для этого разберем самые важные моменты из Приказа МВД от 02.03.2009 № 185 с последними изменениями.

Какие могут быть причины для остановки транспортных средств сотрудниками ГИБДД

Пункт 63 рассматриваемого приказа четко регламентирует перечень причин для остановки транспортных средств сотрудниками гибдд, который является исчерпывающим. Самая большая проблема в том, что сотрудники ГИБДД должны прекрасно знать сам перечень, а вот конкретизировать ту или причину могут не все. Одно дело – назвать заученную формальную причину, а объяснить ее – совершенно другое.

При остановке сотрудник ГИБДД обязан представиться и сразу сообщить вам о причине остановки. Вы даже вправе потребовать от него предъявить вам значок и служебное удостоверение. Ну это вы наверняка уже знаете…

Разберем подробно в каких случаях вас могут остановить сотрудники ДПС

Итак, к причинам остановки сотрудниками Гибдд относятся:

1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Если вы допустили нарушение правил дорожного движения, то зачастую создали опасную ситуацию, увидев это, сотрудник ГИБДД ОБЯЗАН вас остановить. Это его прямая должностная обязанность. Если сотрудник зафиксировал нарушение, но не остановил нарушителя, то это как раз и будет нарушением с его стороны.

Я категорически против тех ситуаций, когда человек знает, что он нарушил, но всеми силами доказать обратное. Правила дорожного движения для того и написаны, чтобы их соблюдать.

Полезный материал: что делать если вы нарушили требования знака ПДД, которого не видно

2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения. С ориентировками все понятно. Вся подобная информация фиксируется. А о каждом звонке в дежурную часть ГИБДД лиц, которые сообщают подобную информацию делается отметка и данные передаются на пост или соответствующему экипажу. Например, если на трассе водитель ведет себя неадекватно, то вы можете позвонить в ГИБДД и сообщить об этом. Сотрудники (экипаж или на посту) ГИБДД обязаны остановить водителя и проверить информацию.

3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. Как правило, если поступает информация подобного характера, то останавливают все авто, которые подходят под описание. И я бы не рекомендовал в подобной ситуации противоречить здравому смыслу и пытаться найти основания для претензий. Просто поставьте себя на место того человека, у которого угнали машину. А сотрудники  ГИБДД (как бы они того ни хотели) принимают меры к поиску авто.

4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются. Здесь тоже все понятно. Вы сообщаете необходимую информацию, она фиксируется, и вы свободны.

5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого. Аналогичная ситуация, как и в предыдущем пункте с той лишь разницей, что все данные будут занесены в протокол. С точки зрения гражданской позиции я бы рекомендовал хотя бы поверхностно ознакомиться с ситуацией. Например, если водитель пьян, а вас просят расписаться в соответствующих документах в качестве понятого, чтобы подтвердить информацию, то желательно все-таки посмотреть реально ли  ситуация складывается именно так. Мало ли…

6. Выполнение распорядительно-регулировочных действий. Здесь все понятно. Например, не работает светофор или ваш автомобиль после не совсем удачного маневра своим положением затрудняет движение других автомобилей. В этом случае сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас, либо дать указание на выполнение тех или иных маневров.

Полезный материал: выезд на встречную полосу движения без разметки – как оспорить

7. Необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего рассматриваемого приказа). Используется очень редко, все подробно написано в соответствующей части приказа.

8. Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции. Такая причина может появиться при серьезных авариях, терактах и других ЧП. Взаимопомощь на дороге никто не отменял…

9. Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. А вот здесь уже интереснее. Это те самые мероприятия, называемые в народе “рейдами”. Вы наверняка сталкивались с тем, что вечером в выходные сотрудники  ГИБДД стоят на улицах города и останавливают почти все авто, которые проезжают мимо них, чтобы выловить пьяных водителей. Аналогичные мероприятия регулярно проводятся по тонировке или “ксенону”. Бесполезно в данном случае требовать у сотрудника ГИБДД каких-либо подтверждающих документов, он не обязан вам их показывать. Ваша обязанность в данном случае – выполнить его законные требования.

10. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Этот пункт специально выделен жирным шрифтом т.к. в сети стали появляться новости, что данный пункт уже не работает и проверять можно везде. Пока работает. Как только работать перестанет, я вам сообщу.

Сколько долго инспектор ГИБДД может оформлять протокол или просто задерживать водителя без объяснения причин

Пункт 34 данного приказа сообщает, что все действия сотрудника ГИБДД исполняются в минимально необходимые для этого сроки. Но есть интересное дополнение – “исходя из конкретной обстановки”. Признается ли в данном случае колоссально затянутое время заполнения протокола об административном правонарушении по причине того, что сотрудник ГИБДД не хочет его быстро написать и отпустить вас – большой вопрос. Между тем, никто не может помешать вам осуществить видеосъемку процесса заполнения протокола. Кроме того, тот же пункт приказа обговаривает, что конкретные административные действия в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия. Получается, что если сотрудник просто сидит в машине с пустым протоколом, а не занимается его заполнением, то на лицо факт нарушения. Если же он остановил 15 машин подряд и всем по очереди, грубо выражаясь, “выписывает штрафы”, то вряд ли можно будет доказать факт его бездействия.

Кроме того, необоснованные действия, как и бездействия, можно обжаловать (о чем прямо написано все в том же пункте приказа).

Куда можно жаловаться на действия сотрудников ГИБДД

В досудебном порядке обжаловать действия (бездействия) сотрудников ГИБДД можно руководителям соответствующих  подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие подразделения Госавтоинспекции, в органы управления Госавтоинспекции, в территориальные органы МВД России на региональном уровне, в федеральный орган управления Госавтоинспекции, в МВД России. Так же незаконные действия сотрудников ГИБДД можно обжаловать в прокуратуре и суде.