Как правильно составить договор аренды квартиры
Правильно составленный договор аренды квартиры – часто недооценнный элемент в правоотношениях, связанных с наймом жилого помещения. Зачастую так люди совершенно не заморачиваются над его составлением, а зря. Бывает, когда квартиру арендуют вообще без договора (чего делать категорически нельзя). В большинстве же случаев берётся типовой договор с интернета, распечатывается и подписывается без предварительного прочтения. Если Вы пользуетесь услугами риелторов, то нужно обязательно проверить правильность заполнения договора аренды, которые у них в большинстве случаев есть в готовом варианте.
Почему правильный договор аренды квартиры так важен?
«Без бумажки ты букашка» – пословица, происхождение которой я, к большому сожалению, не знаю, но она на 100% отражает содержание ситуации. Договор при аренде квартиры – очень важный элемент, который закрепит права и обязанности как тех, кто арендует квартиру, так и тех, кто предоставляет своё жильё для проживания. В любой непонятной ситуации вы сможете доказать свою правоту и потребовать восстановления нарушенных прав, либо исполнения невыполненных обязательств.
Содержание договора аренды квартиры: что в нем должно быть
Итак, в договор аренды квартиры должен содержать несколько очень важных элементов:
- Заполненные реквизиты договора;
- Правильное содержание и структуру;
- Данные о личности субъектов правоотношения.
Реквизиты:
- В начале наименование договора «договор аренды квартиры» и т.п.
- Данные о лицах, между которыми договор заключен (ФИО, адрес постоянной регистрации, год рождения, паспортные данные, адрес проживания), не забудьте сверить данные по оригиналу паспорта!!!!
- В конце: подписи, расшифровка подписей и дата заключения.
Я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда люди не проверяли достоверность данных, указанных в договоре. В основном это наносило ущерб собственнику помещения. Люди не получали в полном объеме стоимость аренды квартиры, оставались без мебели, с уничтоженным ремонтом, залитыми соседями и прочими радостями жизни. На некоторых квартирах вообще устраивали откровенные притоны, которые очень быстро исчезали, оставляя за собой фееричные последствия для квартиры. И ведь конца найти практически невозможно…
Содержание:
- Предмет договора: адрес расположения, этаж и номер квартиры;
- Срок действия договора аренды;
- Размер и порядок оплаты;
- Документ, подтверждающий право собственности;
- Права и обязанности сторон: кто и с кем проживает, всеми ли комнатами пользуется, имеет ли право проживающий производить изменения и ремонт в квартире, в каком объеме;
- Порядок расторжения договора: в каких случаях расторгается досрочно, за какой период времени необходимо уведомить при досрочном расторжении и т.д.
- Порядок пролонгации (продления) договора.
Обязательно составляйте акт приёма-передачи квартиры!
Акт приема-передачи – ещё один очень важный документ при аренде квартиры. В нем фиксируется перечень имущества, которое находится в квартире, его состояние и расположение, общее состояние квартиры и конкретные дефекты, которые можно обнаружить при визуальном осмотре. Акт приема-передачи квартиры содержит те же реквизиты, что и договор аренды квартиры. Казалось бы, что это формальность, но на самом деле – совсем нет. Особенно в тех ситуациях, когда собственник квартиры при отъезде квартиросъемщиков не обнаруживает части мебели или находит какие-либо серьезные дефекты, которых раньше не было. Для квартиросъемщика акт приема-передачи позволит избежать необоснованных претензий со стороны собственника в рамках порчи имущества или пропажи вещей.
На практике сталкивался с тем, что собственники жилых помещений лишались части имущества, а потом никак не могли доказать факт пропажи. Якобы этих вещей в квартире просто не было. Обратные ситуации мне тоже известны. Из квартиры якобы пропадали вещи, которых там не было.
Еще один важный момент – как правильно платить за аренду квартиры
Лучше всего банковским переводом. То есть с карты на карту, можно даже указывать в назначении платежа цель, так будет даже лучше. Если расчет ведется наличными деньгами, то берите расписку о получении денег с назначением, чтобы в любой непонятной ситуации у вас было документальное подтверждение ваших платежей. О том, как правильно составить расписку мы расскажем в одной из следующих статей.